Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс!

Волнение, радость, мечты, тревоги, восторг, беспокойство!

Смешанные чувства и у детей, и у родителей!

Как справиться с волнением и беспокойством?!

Конечно, первый класс —   большая нагрузка, как учебная, так и

психологическая, даже если ребёнок к школе готов.

Мой опыт показывает, что больше всего сложностей в первом классе бывает не с чтением и не со счётом, а с умением выдерживать правила, следовать инструкции, запоминать задание.

Что у первоклассников может вызывать сложности:

*Прописи.

* Умение находить карандаш и ручку в собственном пенале.

*Переодевание перед физкультурой.

* Общий туалет.

* Маршрут до школьной столовой.

* Сосед по парте.

* Долгое сидение на одном месте, невозможность подвигаться.

* Необходимость запоминать и делать то, что не вызывает интереса.

* Что-то ещё….

Заметьте, эти сложности не имеют отношения к тому, умный ли ребёнок и умеет ли он читать и считать.

ЧЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ ИДУТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Во-первых, помогите детям научиться управлять собой! В литературе описаны подвижные игры, которые помогают детям управлять собой и тренируют способность к концентрации внимания. Играйте с детьми в эти игры в оставшееся до школы время, после уроков и по выходным!

Во-вторых, дайте ребёнку почувствовать себя успешным, это важно. Когда первоклассник чувствует, что он может, у него есть силы и желание двигаться дальше. А если первые школьные задания не получились, у него просто не будет желания продолжать. Не критикуйте, а предлагайте помощь,

поддерживайте то, что ребёнок смог сделать сам, даже если это дело кажется вам незначительным. Помните, именно сейчас в ребёнке закладывается отношение к учёбе.

В-третьих, учите детей понимать, когда им нужна помощь, и просить о помощи! Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается? Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей… Умение отслеживать своё состояние и сообщать о том, что ты устал или плохо себя чувствуешь, — зачастую важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях. Далее, не забывайте давать детям отдыхать. Взрослые люди, устав на работе, приходят домой — и каждый по-своему отдыхает, у всех свои способы переключиться на спокойный домашний ритм. Кто-то дома сидит с книжкой

(не обязательно очень умной), кто-то смотрит сериалы, кто-то вяжет или вышивает, а кто-то ложится вздремнуть ненадолго. Важно в этом то, что взрослые люди сами выбирают, как им отдыхать, и стараются оберегать своё время для отдыха.

А как обычно отдыхают дети, пришедшие из школы? На них с порога наседают взрослые, которые точно знают, что «ты не замёрз, ты хочешь есть!», готовы взяться за ребёнка и подробно рассказать, что и когда он должен делать. Родители в сентябре торопятся записать детей на сто разных секций и кружков.

А есть ли у детей время, которое они могут проводить по собственному выбору?

Поэтому, не запрещайте своим детям скакать и прыгать! На занятиях, которые я веду, часто бывает видно, что детям срочно нужна порция движений или телесного контакта. После этого голова намного лучше работает. А если только сидеть с тетрадками и листочками над домашними заданиями, то мозги

вскипят, и пользы никакой не будет.

И помните: первоклассники ещё маленькие! И фраза «ты уже большой, поэтому…» не приведёт к результатам, которых вы ждёте. Они — дети, пока ещё не очень большие, и какие-то вещи нам очевидны, а им — нет. И сам по себе ребёнок не «должен понимать сам». Это задача родителей — направить, напомнить, объяснить, подсказать, проследить, заранее чётко поставить задачу и сформулировать, что важно и на что обратить внимание. В том числе научить собирать портфель, смотреть в дневнике, распределять свое время.

10 ИГР, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Развиваем внимательность, крупную моторику и учим просить о помощи. Весь первый класс дети привыкают к школе. Кроме стресса от новых требований и другого режима дня, семилетним детям сложно быть внимательными на уроках.

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным. Просто ребёнок пока ещё не умеет по команде «включать» свою наблюдательность. А в школе это понадобится. Поэтому играйте в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

  • Для этого можно использовать игру «Турбосчёт». Весёлая и очень динамичная игра, которая мгновенно увлекает и детей, и взрослых. Игра будет полезна и   дошкольникам, которые только запоминают названия чисел, и школьникам, осваивающим устный счёт.
  • Счётный материал (кубики, резиночки, палочки) для развития памяти ребенка - что-то убирайте или меняйте местами. Сначала я меняю, потом дети меняют, делаем это по очереди. В семье можно менять сначала родителям, тогда дети будут угадывать, потом пусть дети меняют — родители угадывают.
  • Раз, два, три, Маша, смотри! За ширмой (за картонкой или платочком) выкладывайте мелкие одинаковые предметы: каштаны, счётные кубики, просто кубики, детальки Lego. Но не просто так, а группами по две, по четыре, по шесть штук. Потом ненадолго поднимаете картонку и говорите: «Раз, два, три, Маша, смотри!».

И закрываете снова. Дети должны сказать, сколько каштанов (кубиков илидеталек Lego) лежит за ширмой.

  • Птичка в клетке Рисуете квадрат: поле из девяти клеток 3*3. В середину ставите магнит (монетку, пуговицу), это будет «птичка». А дальше кто-то из игроков командует: «вверх, вправо, вниз, вниз». Остальные должны вычислить, где теперь окажется «птичка». Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются

с правильным ответом. Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке. Это очень просто, но эффективно! Процесс обучения в школе построен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью Ещё можно играть в игры, в которых ребёнок будет внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие

дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

  • «Кар, мяу, ква»

Я говорю «кар-кар», а дети два раза машут руками, как крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», а дети четыре раза трут носик «лапкой». Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»? В эту игру мы играем с пятилетними детьми. Но игра хорошо идёт и в разновозрастных компаниях. В семье пусть играют все: и дети, и родители, и гости.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И НА УМЕНИЕ

УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ

Некоторые дети отлично могут посчитать скороговоркой «один, два, три» до 20, а то и до 100. Но пройти ровно восемь шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А с крупной моторикой связаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым

и зрительным восприятием, умение управлять собой.

«Пройди пять шагов вперёд и три шага назад»

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните четыре раза, потом пройдите семь шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите восемь больших шагов и шесть маленьких.

«Стоп — один, стоп — три»

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «Стоп —три!», то дети должны встать на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. Если «Стоп — один», то надо встать на одну ногу, «Стоп —четыре» — на обе руки и обе ноги.

«Замри-отомри»

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!». Тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

«Тише едешь — дальше будешь»

Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. Как только водящий скажет «Стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

«Зеленый свет, красный свет»

Детям важно научиться самим себе командовать: когда начать бегать, а когда остановиться, когда начать читать, а когда закончить. Именно этому умению многие учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель. Очень полезно научить ребёнка стоять и прыгать на одной ножке. Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте вычислить время, которое он может

простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учёбы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.

Встречайте новый этап Вашей жизни и жизни Вашего ребенка с радостью! Родительская любовь и забота – самое главное для ребенка! Родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома – тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Успехов Вам!